Вы используете устаревший браузер. Этот и другие сайты могут отображаться в нем неправильно. Необходимо обновить браузер или попробовать использовать другой.
В апреле я был в китайском городе Шэньчжэнь, это мировой центр производства различной потребительской электроники, от смартфонов, планшетов и других мелких вещей до телевизоров и прочей крупногабаритной техники. Большинство китайских компаний, так или иначе связанных с этой сферой, размещает здесь свои штаб-квартиры. Офисы интернет-магазинов, как правило, тоже располагаются здесь. Я решил, что было бы интересно взглянуть на работу интернет-магазина изнутри, посмотреть, сколько там человек, чем они занимаются, какие этапы проходит заказ с момента его размещения пользователем на сайте и до момента получения долгожданной посылки. Выбор пал на GearBest.com, потому что, написав в несколько интернет-магазинов, именно от них я получил ответ быстрее всего, а они выразили готовность все показать и рассказать. То есть, это не рекламный материал вида « вот вам деньги, напишите про нас», я просто связался с интернет-магазином и попросил показать и рассказать все что возможно о специфике работы. Материал будет в формате фоторепортажа, так, мне кажется, вам будет проще. Поехали!
Офис GearBest находится в западной части Шэньчжэня, в бизнес-центре недалеко от офисов Lenovo, ZTE и других компаний, расположенных в черте города (многие из брендов также имеют огромные территории в пригородах Шэньчжэня). Обычное по меркам Китая здание, с высокими потолками, « богато» оформленный холл, стойка ресепшн, лифты и столовая для сотрудников разных компаний, чьи офисы находятся в этом здании. Примерно с 7-8 утра люди начинают тянуться в бизнес-центр нескончаемой вереницей, по одному, два, три человека на протяжении часа и даже больше. Некоторые сразу поднимаются в офисы, а кто-то еще завтракает здесь же, в столовой на первом этаже, если не успел поесть дома. Ближе к началу рабочего дня возле лифтов образуется длинная очередь. Поднимемся в офис GearBest, он занимает несколько этажей бизнес-центра, на одном расположены команды, занятые разбором заказов и общением с клиентами, на другом – команды поддержки сайта и разных сообществ GB в социальных сетях. Организация офиса привычная – «open space» пространство, где разные команды сидят близко друг к другу. То есть, сотрудники, отвечающие за Россию и СНГ, например, а их в GearBest около 12 человек, сидят рядом друг с другом. Есть команды, отвечающие за испаноязычные рынки, англоязычные и так далее. Рабочие места организованы просто, как и везде, кто-то их украшает на свой вкус. Традиционно почти у каждого рабочего есть свой термос или другая тара с чаем или водой, в Китае вообще у всех есть такие бутылочки для питья. Знакомьтесь, это Иван, один из сотрудников GearBest, занимающийся русскоговорящими рынками. У всех ребят есть русские имена для более простого общения с клиентами. Большинство сотрудников в компании молодые, 20-25 лет, при этом большая часть – девушки. По моим подсчетам, получается около 7-8 девушек на одного парня, если судить по двум этажам офиса GearBest. Рабочий день в офисе начинается в 8:30 и заканчивается в 18:00. При этом, как и везде в Китае, здесь есть полуторачасовой обед, с 12:30 до 14:00 часов. За это время сотрудник успевает поесть и немного вздремнуть, культура обеденного сна в Китае чрезвычайно сильна, у многих даже можно увидеть на рабочих столах подушки. При этом точно такой же сон во время обеда есть на фабриках, в различных офисах, даже на постах охраны и в полицейских участках я видел, как люди спят во время обеда. Хорошая традиция! В GearBest пяти-шестидневная рабочая неделя: воскресенье – выходной день, а субботы чередуются: рабочий день, выходной, и так по кругу. Сотрудники в офисе занимаются поддержкой своего сегмента рынка: кто-то занят созданием различных акций на праздники (конкретно для каждой страны или региона), кто-то поддержкой социальных сетей и общением с пользователями, кто-то придумывает и проводит розыгрыши, эти же люди общаются с прессой, журналистами, выдают образцы для обзоров, фиксируют активность сайтов, с каких площадок больше посещают интернет-магазин и так далее. В Россию и СНГ GearBest отправляет в среднем от 500 посылок в день, по их информации. Много это или мало – судить не берусь. По проценту продаж русскоязычный сегмент находится на втором месте после англоязычного и опережает испаноязычный. Самая популярная позиция (не только в русскоязычном сегменте) – фитнес-браслет Xiaomi Mi Band, дальше идут смартфоны и планшеты. Среди смартфонов наиболее популярны с большим отрывом недорогие устройства Xiaomi, сейчас это Redmi 3 и Redmi Note 3. Несколько лет назад популярными также были аппараты от Meizu, но сейчас их доля сильно упала на фоне Xiaomi, вероятно, в связи с тем, что компания представлена в России официально и большая часть продаж идет через официальные поставки. Принцип работы GearBest следующий: компания имеет свой склад, где находятся в определенном объеме все ходовые позиции, при этом заказывает интернет-магазин товары не только напрямую, но и через посредников, как в случае с Xiaomi, например. Эта компания имеет свои особенности, и заказать товар у них напрямую интернет-магазины не могут. Новые, только что представленные устройства заказывают только после того, как предварительно собирается информация на основе количества оформленных предзаказов. С этим, кстати, связаны ситуации с задержкой посылок. Бывает, что заказов на популярную позицию приходит больше, чем планировалось, и тогда компания должна дозаказать товар, но при этом часть уже оформивших его людей будет ждать дольше, чем предполагалось, пока на склад поступит новая партия. Вернемся к работе офиса. В бизнес-центре, помимо столовой на первом этаже, где можно купить себе еду, есть столовая, где можно поесть то, что сотрудники приносят из дома. На этаже есть микроволновые печи, где еда разогревается, и специальные холодильники, где она хранится. В столовой много мест и есть специальные люди, которые перед обеденным перерывом заранее начинают разогревать еду из холодильников, так что к обеду людям нужно просто подняться, найти коробку своей еды и отобедать. Всего в офисе GearBest работает около 100 человек. Средняя зарплата – 5000 юаней (приблизительно 50 000 рублей, но, думаю, здесь нужно учитывать, что данные могут быть приукрашены). Отпуск – 5 дней, декретный отпуск – 5 месяцев. Да, отсюда, из России, может показаться, что условия отпуска очень суровые, плюс шесть дней в неделю – работа, но не забывайте, что в Китае проживает 1.3 миллиарда человек и незаменимых людей попросту нет. Не работаешь как следует – найдется сотня желающих на твое место. Поэтому и условия труда здесь немного иные, как и все связанные с этим моменты.
Новый склад GearBest находится за пределами Шэньчжэня, в ближайшем пригороде, это около 40-50 минут на метро от центра до края города и затем еще примерно 30-40 минут на машине. Склад занимает два этажа в крупном здании, где практически все пространства – складские помещения различных компаний. На въезде то и дело появляются фуры, на первом этаже в ряд идет несколько грузовых лифтов, рядом с ними постоянно разгружают или загружают новые фуры и контейнеры. Грузоподъемность лифта, на котором мы поднимались, – 5 тонн. На входе – небольшой ресепшн, где девушка встречает сотрудников, рядом – переговорная и шкафчики для хранения вещей. Здесь же находится рамка металлодетектора, все сотрудники сдают личные вещи на входе, включая смартфоны, разумеется, и забирают их только после окончания рабочего дня. Телефон на складе может быть только у руководителя и заведующего по смене. Некоторые приезжают на велосипедах или электроскутерах, их также оставляют на хранение здесь. Утренний брифинг, или мотивация сотрудников на хорошую трудовую смену! Склад работает семь дней в неделю и 24 часа в сутки, то есть круглосуточно, в несколько смен. Всего на складе GearBest трудится около 300 человек. Средняя зарплата сотрудника – 4 500 юаней (около 45 000 рублей). В сутки GearBest отправляет, по их словам, в среднем 15 000 – 25 000 посылок в обычные дни и до 50 000 в различные праздники или в распродажи. Это показатели 2015 и начала 2016 года, годом ранее в среднем было 5 000 посылок в день, то есть рост, опять же по словам сотрудников компании, очень серьезный. Работа склада делится на четыре условных этапа, взглянем на каждый из них. Первый этап – это контроль поступившего на склад товара. Как я писал в первой статье, GearBest не всегда может заказать необходимый товар напрямую у производителя, в некоторых случаях (с Xiaomi, например) это будут посредники. Заказы формируются с учетом спроса на разные позиции, их популярности, данных по предзаказам и других параметров, то есть это как раз та часть работы, что делается в офисе. Все заказанные товары поступают на склад в отдельное большое помещение. Далее производится контроль поступившего на склад товара. Для некоторых позиций, таких как лампочки, одежда, простейшие игрушки и так далее, проверяется просто несколько вещей из поставки. Для электроники, дронов и других технически сложных устройств контроль затрагивает каждую единицу товара. То есть, сотрудник ставит перед своим столом тележку с новыми смартфонами Xiaomi Redmi Note 3, например, и затем достает коробку за коробкой, включая и проверяя каждый из них. Возможно, проверяются все же не все устройства, но пока я ходил по складу и смотрел на все это, действительно казалось, что очень много людей занято именно проверкой разного рода товаров. По словам заведующего сменой, GearBest не ставит на смартфоны и планшеты свои прошивки, а варианты с кривыми русскоязычными прошивками на аппаратах Xiaomi – это поставки от посредников, которые изначально идут такими. Впрочем, так или иначе, GearBest в курсе этих прошивок, задача в данном случае – чтобы смартфон пришел к клиенту с тем языком, на котором говорит заказчик (официально у Xiaomi в прошивке только два языка – упрощенный и традиционный китайский и английский). Проверенный товар упаковывается обратно, маркируется и отправляется в тележки, которые далее везут на другой склад, с уже проверенными товарами. На этом складе товары сортируются по группам и категориям. Есть ряды с одеждой, игрушками. Есть ряды с электроникой, аксессуарами и так далее. Все ряды промаркированы, чтобы сотрудники, которые отвечают за сбор заказов, могли максимально быстро ориентироваться в них. Второй этап – это сбор со склада товаров под заказы. Сотрудник со специальным QR-сканером и корзинкой бегает между рядами и вытаскивает необходимые товарные позиции, имея на руках определенный список с несколькими заказами. Корзинки складируют здесь же на складе между рядами и затем собирают все в большую тележку, которую другой сотрудник везет на следующий этап. План сотрудников, которые собирают заказы в корзинки, – 500 корзинок за смену. Вместе с заказанными товарами в корзинки добавляют переходники, они здесь лежат отдельно. Третий этап – упаковка заказов. Тележки с корзинками везут вдоль складов в зону упаковки, где в зависимости от типа товара он будет упакован в пупырчатый пакет, в бумажный пакет, а затем в коробку или каким-то другим способом. Разные люди отвечают за разные варианты упаковки, то есть выполняют однотипную работу, как на конвейере. Вот девушка упаковывает товары в пупырчатые пакеты. А вот парень занят упаковкой в бумажные пакеты. За смену каждый должен упаковать 300 заказов. Большое количество заказов требует много упаковки, так что здесь же на складе хранятся картон, « пупырка», изолента и множество других упаковочных материалов. Примерно так выглядит зона с упаковкой заказов, немного напоминает кассы супермаркета вечером 30 и 31 декабря. Четвертый этап – маркировка упакованных заказов. На специальных терминалах печатаются наклейки с адресами, инвойсы и другие необходимые документы, все это крепится к посылкам, и затем окончательно сформированные заказы собирают в тележки, сортируют по логистическим компаниям и отправляют на отдельный склад. Финальный этап – отгрузка заказов в логистические компании, которые занимаются их рассылкой. Отдельно хочется сказать про возврат заказов, всякое бывает: брак, поломка и другие моменты. В GearBest говорят, что рекомендуют всем, кто делает покупки через интернет (не только в этом интернет-магазине), записывать момент вскрытия посылки на видео, это сильно облегчает процедуру возврата, обмена и другие моменты в том случае, если заказанный вами товар оказался плохим, бракованным или же его попросту заменили на кирпич или упаковку с дошираком на каком-то этапе. В GearBest в день происходит около 40-50 возвратов, каждый из них отдельно рассматривается сотрудниками: товар вынимается, проверяется на наличие описанного недостатка, и затем уже принимается решение по каждому случаю. В любой китайской компании обязательно есть различные растения для украшения интерьера и вот такие печати и символы. Для лучших продаж!
Босс!
Какой итог? До момента, пока я не посмотрел на все это своими глазами, мне казалось, что все небольшие китайские интернет-магазины типа GearBest, Coolicool и других – это 10-20 человек в небольшом офисе, которые обрабатывают в день около сотни заказов и на полученные деньги покупают и отправляют товары. Впрочем, наверняка среди интернет-магазинов есть и такие, совсем небольшие, но масштаб в GearBest, конечно, другой. Даже если в компании немного преувеличили ежедневный объем отправки заказов в 25 000 посылок, пускай это будет 10 000 или 15 000, по количеству товаров на складе видно, что здесь существенные объемы и работа кипит. Организация всего процесса очень продуманная и грамотная, все делают понятные вещи, все систематизировано и прозрачно. Много ли заказов получается по России и СНГ? С одной стороны, может показаться, что много, ведь от 500 посылок в день – это более 15 000 товаров в месяц. С другой стороны, не стоит забывать, что значительная часть заказов – это мелкие товары, от браслетов Xiaomi Mi Band до разных чехлов, простейших игрушек, одежды и так далее. И на эти позиции приходится, скорее всего, более половины заказов ежемесячно, так что смартфоны и планшеты занимают, возможно, треть от этого объема, то есть, очень примерно, 5000 смартфонов, планшетов и другой электроники в месяц на Россию, Украину и другие страны. Соответственно, на определенный смартфон приходится несколько сотен заказов в месяц. Для сравнения, официальные продажи какой-нибудь недорогой модели Samsung или Fly в России в месяц – тысячи штук. И это только один смартфон, а их десятки. В общих продажах смартфонов в России доля GearBest (и более мелких интернет-магазинов) минимальная. Но общие объемы и организация работы интернет– магазина, повторюсь, меня приятно удивили. http://mobile-review...-gearbest.shtml
мне без разницы как и что работает, вы же не лазите под машину каждый день свою? Автомобиль должен ездить, интернет магазин работать.Маркетинг это тоже хорошо, только я за это платиь не буду.Куплю там где выгоднее, а не там где хороший маркетинг
Не хочу выглядеть занудой, но по моему напоминает сюжет мультфильма "Кот в сапогах", кто помнит из детства. "-А чьи это поля? - Маркиза, маркиза, маркизаКарабаса!" Но прочитал, ход и не новый, но есть чему поучиться!